крейсер Эдинбург

Крейсер "Эдинбург", затонувший с грузом советского золота.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена уникальная операция по спасению груза золота с борта британского крейсера «Эдинбург», ушедшего на дно в далёком 1942 году. Образцовый профессионализм, который показала спасательная команда при розыскных и подъёмных работах, а также количество извлечённых ценностей заслуживает особого внимания специалистов и просто людей, интересующихся подводной археологией и кладами.

Упомянутый груз золота был погружен на «Эдинбург» 25 апреля 1942 года в Ваенге (неподалёку от Мурманска). С этого момента крейсер флота Великобритании стал частью секретной операции по переправке союзникам очередного платежа правительства СССР за поставки по лэндлизу. В тот день «Эдинбург» принял в свои погреба 93 ящика, содержащих 465 слитков золота, общим весом чуть более 5,5 тонн.

Северный конвой

Один из северных морских конвоев, осуществлявших перевозки по ленд-лизу.

28 апреля крейсер, сопровождаемый эсминцами «Форсайт» и «Форестер» вышел в море и на следующий день уже присоединился к конвою QP-11. В охранении этого каравана судов, следовавших из Мурманска в Англию, теперь насчитывалось 6 британских и 2 советских эсминца, крейсер, 4 корвета, британские тральщики.

В этот же день, 29 апреля, конвой был обнаружен немецкой воздушной разведкой. Первая атака на караван произошла утром следующего дня.  Это вынудило контр-адмирала Королевского флота Бонэм-Картера, находившегося на «Эдинбурге», покинуть караван. Объясняется такое решение тем, что, находясь в конвое, современный быстроходный крейсер вынужден был двигаться со скоростью других судов. Так он терял одно из своих существенных преимуществ и становился уязвим, что было неприемлемо для боевого корабля с таким ценным грузом на борту.

Крейсер отделился от основной массы судов и, не взяв эскорта, отдалился от головы каравана примерно на 15-20 миль. Тут одинокий корабль и был замечен капитаном немецкой подводной лодки U-456 Максом Тихартом. Подлодка выпустила по крейсеру 3 торпеды. От двух из них «Эдинбург» уклониться не смог. Взрывы нанесли большие повреждения, частью оторвав, а частью повредив кормовую часть корабля, лишив судно рулей и винтов, и соответственно возможности двигаться. На сигнал о помощи в течение 1,5-2 часов к повреждённому «Эдинбургу» подошли советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный» и британские эсминцы «Форсайт» и «Форестер». Им удалось предотвратить повторную атаку немецкой субмарины.

Подводная лодка типа VIIC

Немецкая подводная лодка типа VIIC, однотипная с U-456.

Экипаж «Эдинбурга» сразу после торпедирования приступил к борьбе за живучесть, однако, несмотря на прекращение поступления забортной воды в отсеки, о продолжении перехода в Англию теперь не могло быть и речи. Контр-адмирал Бонэм-Картер принял решение возвращаться в Мурманск. Буксировать повреждённый крейсер не удалось, поэтому к ночи 1 мая судно начало движение в обратный путь малым ходом (около 3 миль в час) с помощью носовых турбин.

В сопровождении «Эдинбурга» на пути к Мурманску оставались оба британских эсминца, а вместо советских «Гремящего» и «Сокрушительного» подошли английские тральщики и советский сторожевой корабль «Рубин».

Повреждённый крейсер

Повреждённый взрывом торпеды британский крейсер "Эдинбург".

Немецкое командование, не желая отпускать сильно повреждённый британский крейсер, выслало на перехват 3 эсминца. Они настигли «Эдинбург» и его эскорт утром 2 мая. В ходе боя один из немецких кораблей был сильно повреждён и впоследствии затоплен, но и «Эдинбург» получил очередную торпеду в борт. Остававшиеся в строю немецкие эсминцы превосходили по огневой мощи эскорт британского крейсера, поэтому, чтобы поскорее уйти от места сражения, Бонэм-Картер отдаёт распоряжение команде покинуть корабль. Экипаж приняли на борт тральщики «Госсамер» и «Харриер». А вот ценный груз остался на «Эдинбурге». Перегрузить его не было, не времени, не возможности – бомбовый погреб с золотом затопило забортной водой ещё при первом торпедировании крейсера. Около 9 утра 2 мая оставленный  «Эдинбург»  пустили на дно, добив торпедой с эсминца «Форсайт».

Так трагически закончился боевой путь лёгкого крейсера флота Великобритании «Эдинбурга». На его борту осталось 57 погибших моряков, и британское правительство объявило корабль воинским захоронением.

Груз золота также на долгие годы был утерян. Глубина на месте затопления судна оказалась значительной и технически недостижимой. Да и права на «подводный клад» принадлежали Госстраху СССР и Английскому правительственному бюро страхования военных рисков. Поэтому ни одному частному подрядчику без согласования с обеими сторонами невозможно было проводить спасательные работы на месте крушения «Эдинбурга».

Сразу после окончания войны информация о затонувшем золоте появилась в прессе, и желающих заняться подъёмом ценностей было предостаточно. Неоднократно проявляли интерес в этом вопросе и правительства СССР и Англии.

К обоюдному взаимопониманию страны пришли  к началу 80-х. К тому времени британское правительство уже сняло запрет на работы на месте гибели своего военного корабля. Для поднятия со дна Баренцева моря груза крейсера было проведено нечто вроде конкурса, где среди множества претендентов выбрали кандидата, наиболее подготовленного для работ на борту «Эдинбурга».

Кейт Джессоп

Кейт Джессоп - водолаз и исследователь,руководивший поиском и подъёмом "золотого" груза "Эдинбурга".

Самой подходящей на эту роль стала компания «Джессоп Мэрин Рикавериз». Возглавлявший компанию Кейт Джессоп обладал значительным опытом в подводных работах. К тому же он на момент конкурса оказался и наиболее осведомлённым касательно истории «Эдинбурга» и предположительного места его затопления. Кейт Джессоп давно собирал информацию и даже в 1979 году провёл экспедицию с цель обозначения района гибели крейсера. Партнёрами «Джессоп Мэрин Рикавериз» в планируемой поисково-спасательной операции стали известные европейские компании, обеспечившие команду Джессопа судном и современным оборудованием.

5 мая 1981 года между представителями советского и английского правительств и компанией «Джессоп Мэрин Рикавериз» был заключён договор. Согласно этому договору 45% поднятого груза золота доставалась консорциуму компаний–партнёров во главе с Кейтом Джессопом. Оставшиеся 55% делились между СССР и Англией в долях, соответствующих выплаченным ими в годы войны страховым обязательствам за утерянный груз. Все расходы и риски ложились на консорциум Джессопа.

крейсер "Белфаст"

Крейсер "Белфаст". Как и "Эдинбург" относился к крейсерам типа "Town".

Начался подготовительный этап операции. Для работы на борту «Эдинбурга» набрали команду из 16 лучших водолазов-профессионалов со всего мира, прошедших жесточайший отбор по множеству критериев. Также изучили внутреннее устройство крейсера на примере однотипного ему «Белфаста». С целью ещё больше сузить район поиска изучили все доступные архивы, содержащие сведения о последнем бое «Эдинбурга» и соотнесли полученные данные с информацией от рыбаков о зацепах их тралов в том районе Баренцева моря об препятствия на дне. Так определили два относительно небольших района предстоящих поисков.

В обозначенный район вышло судно «Дамматор», которое уже 14 мая с помощью гидролокатора определило покоящееся на дне на глубине 250 метров большое судно, а на следующий день данные, полученные с подводного телеуправляемого аппарата, подтвердили – «Эдинбург» найден.

Для следующего этапа экспедиции – подъёма груза, подключили специально оборудованное для этого водолазным комплексом, судно «Стефанитурм». Имеющееся снаряжение позволяло работать водолазам на глубинах до 400 метров.

Судно "Stephaniturm"

Судно "Stephaniturm".

На борту этого корабля, 28 августа вышедшего к месту проведения работ, находились представители правительств СССР и Великобритании. Через неделю водолазы уже совершали первое погружение на дно Баренцева моря в месте затопления крейсера.

Первые же спуски показали, что работы предстоит много – пробоина, через которую планировали добраться до отсека с золотом, загромождена изломанным, перекрученным железом, завалена боеприпасами. Приняли решение вырезать в борту судна другой «вход» - это было менее трудозатратно.

На протяжении всей подводной части операции водолазы жили в барокамерах в трюме «Стефанитурма», опускаясь ежедневно на дно попарно в водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии. Эту процедуру предстояло пройти водолазам единожды по окончании спасательных работ. Для дыхания вне водолазного колокола на дне использовалась специальная дыхательная смесь.

По истечении 10 дней работ внутри корпуса крейсера, прошедших за разбором завалов и очистке прохода, удалось добраться до артиллерийского погреба, в котором хранился ценный груз. Ещё несколько дней ушло на очистку самого погреба, и только тогда показались долгожданные слитки. Первый брусок золота нашёл водолаз Джон Россье.

Золото Эдинбурга

Результат успешной спасательной экспедиции на борту "Эдинбурга".

Извлечение золотого груза сопровождалось неизбежной дальнейшей расчисткой помещения. Этот процесс занял ещё 10 дней, и к началу октября на поверхность удалось поднять 431 слиток, совершив в течение экспедиции 67 погружений к крейсеру «Эдинбург». Продолжать работы не позволила осенняя штормовая погода. Остаток груза – 34 слитка, планировалось достать в следующем году.

Однако точка в подъёме золота с «Эдинбурга» была поставлена только через 5 лет. К тому времени консорциум, возглавляемый Джессопом, распался и контракт на продолжение работ достался фирме «Уорлтон-Уильямс». 28 августа 1986 года их судно «Дипвотер-2» вышло к месту предстоящих погружений. В период с 4 по 10 сентября им удалось извлечь ещё 29 слитков. Оставшиеся 5 брусков золота в артиллерийском погребе найдены не были и их судьба до сих пор не известна.

О крейсере флота Великобритании «Эдинбурге» и золоте на его борту, а также о процессе извлечения «подводного клада» написано несколько книг и снят фильм. Эта история долгое время привлекала к себе большое внимание общества. Помимо чисто меркантильного интереса эта операция представляется весьма показательной и с технической точки зрения. Организация процесса поисковых и подводных работ, а также используемые технологии и оборудование позволили в очень сжатые сроки провести передовую на тот момент операцию, доказав возможность таковой на недостижимых до того времени глубинах.

Поделиться в социальных сетях

Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki