Пароход "Центральная Америка".

Колёсный пароход "Центральная Америка".

Одним из самых больших подводных кладов, о которых было достоверно известно, стало в середине 19 века место крушения парохода «Центральная Америка». Кроме драгоценного металла в глубоких океанских водах оказалось множество предметов, относящихся к периоду «золотой лихорадки», и, несомненно, представляющих немалый интерес для историков.

Пароход «Центральная Америка» спустили на воду в 1852 году. Это было трёхмачтовое судно, имевшее помимо парусов и паровой котёл, движущий два гребных колеса, и для середины 19 века являвшееся довольно современным. «Центральная Америка» обеспечивала грузовые и пассажирские перевозки, обслуживая часть пути, соединяющего западное и восточное побережья Америки. По маршруту между Панамой и Нью-Йорком пароход перевозил золотоискателей, спешащих в Калифорнию, чтобы стать частью «золотой лихорадки», разгоравшейся на западе страны. Обратно шёл поток драгоценного металла, вливавшийся в банки Нью-Йорка. Судно за четыре года сделало 43 рейса по этому маршруту, доставив более трети всего объёма золота, добытого в эти годы в Калифорнии.

Маршрут парохода.

Морской путь, соединявший Запад и Восток. Красным обозначен маршрут парохода "Центральная Америка".

Трагедия разыгралась в 160 милях от побережья Южной Каролины. 9 сентября 1857 годы по пути в Нью-Йорк пароход «Центральная Америка» попал в шторм, постепенно переросший в ураган. Корпус судна дал течь, намочив запасы угля. После этого команда корабля практически лишилась возможности поддерживать работу парового котла и насосов и «Центральная Америка» оказалась беспомощной перед буйством стихии. Экипаж приложил все силы для спасения парохода и пассажиров. «Центральная Америка» медленно набирала воду. Борьба с забортной водой и ветром продолжалась более двух суток. Часть пассажиров сумела в условиях непрекращающегося шторма пересесть в спасательные шлюпки. Агония парохода «Центральная Америка» продолжалась до вечера 12 сентября. Судно затонуло, унеся с собой жизни 425 человек пассажиров и членов экипажа. Спаслось 153 человека из числа подобранных на месте трагедии и снятых со спасательных шлюпок.

Гибель парохода.

Гибель "Центральной Америки". Картина Чайлдса (Национальный морской музей).

Это кораблекрушение стало одной из самых серьёзных морских катастроф на море в 19 веке. Помимо множества людей океан поглотил и перевозимый судном ценный груз. По приблизительным оценкам на дне оказалось до 21 тонны драгоценного металла в слитках, золотых и серебряных монетах, ювелирных изделиях и самородках.

Место затопления «Центральной Америки» хоть и приблизительно, но было известно, однако глубина оказалась велика, что долгое время делало место гибели парохода недоступным для исследования и поднятия груза. Только в восьмидесятых годах необходимые для глубоководных исследований технологии стали доступны подводным археологам и кладоискателям. В начале восьмидесятых годов созданием и использованием такой техники заинтересовался инженер Томми Томпсон. Он спроектировал и собрал телеуправляемый подводный аппарат «Немо» и задумался о его практическом применении.

Томми Томпсон.

Инженер Томми Томпсон.

Несколько лет Томпсон и его компаньон Боб Эванс отрабатывали информацию по затонувшим кораблям и остановили свой выбор на «Центральной Америке». Для поисков места крушения и подъёма ценностей они организовали компанию Columbus American Discovery Group. Чтобы определить место нахождения судна исследователи изучили архивы и ограничили площадь поиска до 1400 квадратных миль. К лету 1986 года их теоретическая и материальная база была готова к экспедиции.

Предполагаемый участок нахождения парохода исследовали при помощи сканеров и сонара и определили наиболее вероятное место крушения в 160 милях от Чарльстона. Объект находился на глубине около 2500 метров. Уже 8 июля 1987 года глубоководный аппарат поднял первый кусок угля с лежащих на дне останков парохода. Следующие два года для компании ушли на борьбу с конкурентами в суде и на подтверждение своих прав на подводный клад.

Выставка "Ship of gold".

Экспонат выставки "Ship of gold" - часть поднятого груза "Центральной Америки".

К июлю 1989 года все правовые вопросы были решены, и 20 июля судно экспедиции прибыло на место нахождения «Центральной Америки». Уже через неделю из воды подняли первые ценные находки. Здесь в полной мере проявил свои возможности глубоководный аппарат «Немо». Он разрабатывался специально для выполнения работ в условиях большого давления и успешно справлялся с расчисткой места крушения, а также аккуратным извлечением найденных слитков, монет и других предметов из донных отложений и разрушенных конструкций корабля. Всего в течение двух месяцев работ извлекли на поверхность около трёх тонн золота.

Так было положено начало процессу возвращения ценностей «Центральной Америки» со дна океана. Томпсон со своей командой летом 1989 года смог исследовать лишь малую часть площади, на которой покоятся останки погибшего судна. Однако после возвращения в порт им снова пришлось столкнуться с судебными тяжбами, на этот раз со страховыми компаниями, выплатившими в 19 веке страховку за потерянный груз. Затем у Томпсона возникли проблемы со своими инвесторами, желавшими получить свою долю от огромной прибыли, полученной  от реализации поднятой части сокровищ «Центральной Америки». В итоге Томми Томпсон подался в бега, скрываясь от суда.

Исследовательское судно.

Исследовательское судно компании Odyssey Marine Exploration.

В 2013 году правопреемники его компании передали права на дальнейшее исследование места крушения парохода и извлечение на поверхность сокровищ фирме Odyssey Marine Exploration. Специалисты этой фирмы обладают большим опытом в проведении различных работ на глубине, в том числе и на затонувших судах. В совокупности с совершенной технической базой это позволяет им совмещать научные и археологические исследования с получением прибыли от экспедиций.

Аппарат "Зевс".

Глубоководный дистанционно управляемый аппарат "Зевс".

В апреле 2014 года Odyssey Marine Exploration активно приступили к работам. Все действия их дистанционно управляемого аппарата «Зевс» на месте раскопок тщательно документировались. Операторы «Зевса» работают в тесном сотрудничестве с археологами. Все предметы, требующие консервации, проходят эту процедуру сохранения прямо на корабле. В течение экспедиции были взяты образцы глубоководных организмов и продолжены исследования по воздействию окружающей среды на древесину. Ежемесячно, в течение всей экспедиции, компания выкладывала в свободный доступ отчёты, позволявшие ознакомиться с проделанной работой и найденными артефактами.

Золотые монеты на дне океана.

Россыпь золотых монет на месте крушения парохода.

Среди поднятого с парохода груза имеется множество слитков золота разных размеров и тысячи монет из драгоценных металлов, датируемых с 1823 по 1857 годы. Очень впечатляет их разнообразие: иностранные монеты и американские (номиналами от 10 центов до 20 долларов). Качество извлекаемых монет также изумляет. Наиболее ценными на борту «Центральной Америки» оказались золотые двадцатидолларовые монеты, отчеканенные на монетном дворе Сан-Франциско. До появления на нумизматическом рынке монет из клада со дна океана эта золотая монета считалась очень редкой. В мире таких монет, не имевших следов обращения (т.е. идеально сохранившихся), насчитывалось чуть более трёх десятков. Цена такой находки многократно выше цены драгоценного металла, отчасти и благодаря их истории происхождения из подводного клада.

Амбротип.

Уникальная находка - амбротип.

Найдено немало личных вещей пассажиров и снаряжения корабля. Особо выделяется обнаружение нескольких десятков дагеротипов и амбротипов – предшественников фотографий. Эти частицы истории очень редки и ценны.

Подобные фирме Odyssey Marine Exploration компании своим профессиональным отношением к делу вызывают глубокое уважение. Именно благодаря им человечество получает возможность проникнуть в тайны, многие годы скрытые под толщей воды, а извлекаемые артефакты получают вторую жизнь, пополняя экспозиции музеев.

Поделиться в социальных сетях

Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki